Сенсорные технологии, Интернет Вещей, и тренд на использование экологически безопасных материалов создали так называемую «умную упаковку», которая способна не только давать чёткую обратную связь и взаимодействовать с потребителями, но и научилась адаптироваться к изменениям внешних условий. Особенно это заметно в тех отраслях, где на первое место ставится целостность продукции, защита её от несанкционированного доступа, и необходимость полного контроля над товарными потоками. Прежде всего, это пищевая и фармацевтическая промышленность, а также электроника.

Темпы роста такой «умной упаковки» чрезвычайно высоки. Сейчас они составляют 5,4% в год.

В денежном выражении её количество в 2023 году составило $37,7 млрд., а в 2032 году оно составит $60,5 млрд.

Объясняется такой рост высоким спросом на полезные и свежие продукты, получить которые в необходимом количестве можно с помощью упаковки нового качества.

Отличия

Улучшать классические варианты упаковки, чтобы придать ей статус «умной» можно с помощью разнообразных индикаторов, датчиков, QR-кодов. Они превращают обычные статичные контейнеры или коробки в изменяющиеся в соответствии с внешними условиями. И от этого становящиеся ещё более привлекательными.

Интересный пример — упаковка для сэндвичей Eat&Go, которая сама сокращается и складывается гармошкой по мере того как содержимое уменьшается. Эта работа московских студентов — дизайнеров, вызвала большой интерес у покупателей, прежде всего потому, что обеспечила бесспорное преимущество при еде на ходу.

Ещё одна новинка такого плана — порционная упаковка сливочного масла и деревянный ножичек, одновременно являющийся и её крышкой. Упаковку создал дизайнер Yeongkeun из Южной Кореи. Её удобно использовать в путешествии: и продукт аккуратно закрыт, и нож, чтобы его намазать, имеется в наличии.

Категории умной упаковки

Упаковка может быть активной и интеллектуальной.

  1. Активная умная упаковка умеет взаимодействовать с продуктом внутри неё, или же с внешней средой в непосредственной близости.

Обеспечивать безопасность находящегося внутри продукта она может разными способами:

  • поглощением кислорода и ингибированием окислительных реакций;
  • поглощением этилена, провоцирующего преждевременное созревание овощей и фруктов;
  • впитыванием излишней влаги;
  • включением в себя антимикробных препаратов, энзимов, ферментов;
  • применением светофильтров;
  • некоторыми другими способами.

Примером может служить биоактивная оболочка для колбасных изделий: такой продукт может храниться в три раза дольше. Или же упаковка, сохраняющая и поддерживающая регулируемую газовую среду (РГС), в которой хранятся спелые фрукты.

Активная упаковка подходит не только для пищевых продуктов и лекарств, но и для электроники — для защиты от статического электричества и влаги.

  1. Интеллектуальная упаковка, её иногда называют подключенной, включает в себя разнообразные индикаторы и датчики, что позволяет контролировать состояние продукта и передавать информацию об этом.

Например, индикаторы свежести показывают, годятся ли продукты питания в пищу, а индикаторы температуры и времени хранения помогают контролировать условия хранения продуктов с небольшим сроком годности.

Наиболее яркий пример такой упаковки представило дизайнерское агентство To-Genkyo (Япония, Токио). Ценники на мясные товары меняют цвет в соответствии со свежестью, так как реагируют на выделяемый несвежим мясом аммиак, Постепенное изменение цвета явно указывает на то, что продукт в упаковке слишком залежался на магазинной полке. Дизайнеры предложили форму песочных часов. Цветной «песок» постепенно сыплется на штрих-код ценников, и когда продукт становится явно непригодным к использованию, код перестаёт быть видимым. Следовательно, даже случайно покупку сделать уже нельзя.

Ключевые преимущества умной упаковки

  1. Повышенная безопасность и сохранение качества с помощью этикеток, датчиков и индикаторов, контролирующих температуру, влажность, свежесть.
  2. Управление цепочкой поставок. Использование RFID-меток и, датчиков позволяет собирать данные о местонахождении товара и его состоянии от момента выхода с предприятия до пункта назначения.
  3. Рост вовлеченности потребителей. Обычная упаковка статична и не взаимодействует с покупателями. Всё, на что она способна — передача базовой информации о продукте. Умная упаковка может установить с покупателем дополнительный контакт с помощью QR-кода или NFC-метки, получить не только дополнительную информацию или рекламный контент, но и поощрение за лояльность. Технологии дополненной реальности позволят увидеть трёхмерное изображение продукта, и даже предложат виртуальную примерку аксессуара или косметики.

 

Как и у любого новшества, у умной упаковки есть не только плюсы, но и минусы.

  • Высокая стоимость из-за значительного повышения затрат на производство;
  • Сложность внедрения. Сбои в работе инновационных технологий сведут на нет все их преимущества.
  • Экологические проблемы из-за применения в упаковке электронных компонентов, затрудняющих вторичную переработку и утилизацию.
  • Конфиденциальность и безопасность передачи информации, которую собирает упаковка. Обеспечивать защиту передаваемых данных может оказаться сложно и дорого.

Резюме

Умная упаковка включает в себя передовые технологии, и добавляет классическим вариантам дополнительные и очень привлекательные функции. В результате она становится и более эффективной: интерактивной, повышающей вовлечённость покупателей, предоставляющей в режиме реального времени информацию о своём содержимом.